Печать

Культурные каноны Латвии. Народные традиции

Автор: Administrator. Posted in Культура Латвии

Культурные каноны ЛатвииВ 2009 году в Латвии завершилось составление перечня наиболее значимых произведений искусства во всех областях латышской культуры - народные традиции, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, литература, архитектура и дизайн, кино. В Латвийский канон культуры включено 99 культурных ценностей.

Список был создан рабочей группой экспертов, среди которых  исследователь фольклора  Даце Була,  профессор Янина Курсите,  философ Мара Меллена, Латвийского университета, доцент, музыковед Валдис Муктупавелс и др.

Работа над составлением канона была начата еще в конце 2007 года. Для отбора важнейших произведений в каждой из областей культуры были созданы семь специальных экспертных групп. К январю 2009 года эксперты отобрали наиболее значимые культурные ценности, которые и вошли в окончательный вариант канона.

 

"Канон культуры Латвии — это совокупность выдающихся произведений искусства и ценностей культуры, отражающая крупнейшие культурные достижения нации во все времена. В канон культуры включены характерные для нее ценности в разных видах искусства, которыми гордится нация и которые должны входить в основу культурного опыта каждого жителя страны, обеспечивая ему чувство принадлежности к Латвии." - так звучит вступительное слово на официальном сайте, посвящённым Канонам.

Мы приведём небольшую часть из них, относящихся к разделу Народные традиции.

Традиционная культура ливов

 Ливы – одна из коренных народностей Латвии, сыгравшая значительную роль в этногенезе латышей. В наши дни ливскими поселениями считаются 12 поселков Северокурземского побережья: Мелнсилс, Колка, Вайде, Саунагс, Питрагс, Кошрагс, Мазирбе, Сикрагс, Яунциемс, Лиелирбе, Микельторнис (Пизе) и Лужни. Это поселки формируют культурное пространство приморских ливов, в которое, наряду с ливским языком и системой старинных ритуалов и представлений о мире, входят сходные с латышской традиционной культурой, но и отличные от нее финно-угорские мотивы.

Несмотря на сходство многих обрядов и традиций с латышскими, ливы – финно-угорский народ. Их язык, вместе с эстонским, финским и другими языками, образует балто-финскую языковую группу. Проживая по соседству с латышами, ливы оказали влияние как на латышскую культуру, так и на язык – в латышской лексике и фонетике немало ливских заимствований. Много общего и в народных традициях, особенно в приморских районах Курземе.

С 1989 года в первую субботу августа в Мазирбе ежегодно проходит праздник ливов – знак того, что традиционная культура ливов жива. Свидетельством этому – активная деятельность ансамблей ливской песни, появление произведений искусства ливов и литературы на ливском языке.

Латышские дайны

Латышские народные песни, как часть устной традиции, намного старше своих первых изданий XIX века и первых письменных документирований XVI и XVII веков. По некоторым признакам исследователи народного поэтической творчества относят их к архаической традиции. Речь, в частности, идет о магическом характере песен и тесной их связи с обрядами; очень многие латышские народные песни являются «комментариями ритуалов», их задача – организовать проведение ритуала во время семейного или календарного праздника и пояснить магический смысл ритуальных действий.

«Дайны латышей» – исключительно ценный документ народной песенной традиции, по сей день хранящийся в оригинальной картотеке и опубликованный в шести томах (8 книг), насчитывающий 217.996 песен. «Шкаф дайн» Баронса – каталог, в котором он накапливал собранные им тексты вплоть до конца XIX – признан уникальным документальным наследием мирового масштаба и в 2001 году занесен в список UNESCO «Память мира».

Латышский традиционный народный костюм

Латышский народный костюм – это, по сути, традиционная праздничная одежда латышских крестьян, ремесленников и рыбаков, которую носили преимущественно в ХIХ веке, примерно до 1870 года. Наряду с праздничным нарядом существовал и рабочий гардероб. Зимой как одно, так и другое пополнялось соответствующей верхней одеждой.

Традиционный народный костюм воплощает веками накопленное народом чувство красоты, умение создать орнамент и подобрать сочетания красок, а также навыки его изготовления, украшения и ношения.

Праздник Лиго

Во время летнего солнцестояния, когда день самый длинный, а ночь – самая короткая в году, латыши празднуют Лиго (Янов день) – аналог Иванова дня в других восточно-европейских странах, бодрствуя ночь напролет у костра или поднятого на шесте огня.

Праздник Лиго всецело сохранил совокупность традиций и обрядов – ожидание праздника, подготовку, само празднование и сопровождение праздника. В разных местностях и даже в разных семьях традиции празднования Лиго имеют отличительные особенности, в разные исторические периоды празднование Лиго было запрещено или же специально организовано как колхозный праздник, концерт популярной музыки и тому подобное. Лиго можно справлять в кругу семьи или друзей, а также участвовать в публичном праздновании.

Ржаной хлеб

В древности хлеб пекли в Латвии в каждом крестьянском доме. Основным, повседневным его видом был черный хлеб из ржаной муки. Для хлебопечения нужна была специальная печь и орудия труда: квашня, мешалка, кочерга, скребок и особая изогнутая метелка для чистки плиты. Черный хлеб пекли из ржаной муки, кисло-сладкий — из ситной ржаной муки. Из ячневой муки и пшеничной муки грубого помола по субботами пекли «караш», а из пеклеванной пшеничной муки — белый хлеб.

На буханке пальцами или ладонью выдавливали особые знаки, чаще всего в виде крестов или линий. Обычная буханка черного хлеба – продолговатая, но в старину в отдельных местах Курземе – в Руцаве, Барте и Нице – пекли и круглые буханки. Хлеб другой формы – в виде змеи или стога – пекли к праздникам солнцестояния. Невероятно разнообразие знаков на хлебе – в Курземе это преимущественно крест или двойной крест (знак Мары), в Видземе – колосок, хвоинка или косой крест, в Земгале – простой косой крест или «звездочка», в Латгалии доминирует крест.

Гусли и игра на них

Гусли (kokles, «коклес») – инструмент латышской народной музыки, которым восхищались и который воспевали чаще любого другого. С гуслями связаны и самые древние традиции, и творческое новаторство. Существует вполне обоснованное мнение о ритуальном характере игры на гуслях; в символике инструмента есть моменты, свидетельствующие о его связи с обрядами погребения и представлениями о переселении душ. Фольклор хранит понятие о гуслях как о дереве (гусли традиционно изготавливали из дерева), в которое вселилась душа человека. В мифологическом аспекте гусли – или «золотые гусли» – связаны с небесной сферой и занимают высшее место в иерархии инструментов. В народной памяти существует мнение, будто «гусли – от Бога». В наше время гусли – широко используемый символ народного музыкального наследия и певческого духа народа. Несмотря на то, что похожие инструменты известны по всей восточной Балтии – от земли пруссов (Калининградская область РФ) до Карелии и Финляндии, гусли считаются уникальным носителем латышской идентичности.

Предположительно, традиция гуслей насчитывает более двух тысяч лет. Самая древняя из связанных с гуслями археологических находок относится к XIII веку, письменные свидетельства – к началу XVII века, а самый древний инструмент – так называемые «гусли куршей» – хранится в Национальном музее Латвии и датирован 1710 годом.

Гончарное ремесло

Народное гончарное дело на территории Латвии довольно давно развивалось, в основном, в двух регионах – в Латгалии и в Курземе. Но лишь в Латгалии оно в полное мере сохранилось до наших дней и является одной из самых ярких примет культурной жизни Латвии. Стилистический диапазон латгальских мастеров гончарного дела очень широк – от обильной барочной техники росписей и узоров (подсвечники, кружки, тарелки) позднейшего времени до орнаментального и колористического минимализма (черная керамика); это подтверждают материалы археологических раскопок.

Для гончарного ремесла в Латгалии характерны две линии – практичная и декоративная; последняя – более молодая, ее реальное развитие началось только в 1930 году. Практичное же гончарство существует в Латгалии в течении нескольких тысячелетий. Наиболее яркие его образцы: варауниекс (горшок для приготовления еды на открытом огне, впоследствии также для хранения продуктов); молочный сосуд (горшок), молочник; париниекс (два скрепленные между собой горшка – в старину использовались для двух разных блюд, которые приносили работающим в поле); паросис (похож на варауниекс; края верхней части сосуда соединяет глиняная ручка); медауниекс (горшок для хранения меда, молочных продуктов, варенья); миска, кружка. Примеры декоративного гончарного дела – подсвечник, свилпауниекс (глиняный свисток в форме животного, птицы или мифического существа); декоративная настольная или настенная тарелка или комплект посуды, вазауниекс (цветочный горшок)

Праздник песни и танца

Праздник песни и танца – самый мощный, самый жизнестойкий и всеохватывающий феномен латышской культуры во все времена. Его характеризуют одновременное сохранение идентичности и чувство контекста, слияние канона с творчеством – фольклорное наследие, выпестованная столетиями традиция хорового пения, в особенности, a capella, а также профессиональная музыка нашего времени.

Общий хор Праздника песни – возможно, самый большой хор в мире – как бы объединяет в себе множество отдельных личных и исторических повествований. Традиция Праздника песни и танца из поколения в поколение побуждала народ Латвии наделять рабочие будни ощущением заслуженного праздника. Сохранение этой традиции – совместный труд множества людей, результат сотрудничества любителей с профессиональными музыкантами.

Репертуар и концептуальное решение Праздника песни и танца подчеркивает существенные для духовного развития народа вещи – любовь к своей земле, восхваление природы, этический мир человеческих взаимоотношений.

Уникальность Праздника усилена его широчайшим контекстом – концерты народной музыки, народно-прикладное творчество, сохранение традиций изготовления и ношения народной одежды