Печать

Культура Латвии

Автор: Administrator. Posted in Культура Латвии

Культура Латвии

Если говорить о самобытности латышской культуры, то нужно отметить, что она стала результатом взаимодействия многих разнообразных факторов. Латышская культурная среда столетиями формировалась благодаря  географическому положению, диктовавшему потребность и необходимость впитывать элементы культуры всей Европы. Латвия в всегда находилась на острие столкновения интересов сильных соседей и не могла не вбирать в себя элементы их социальных и культурных реальностей. В то же время латышам во многом удалось сохранить и даже приумножить характерные признаки и особенности, присущие их далёким предкам.  Даже сейчас в 21-м веке культура Латвии немыслима без некоторых языческих традиций, которые свято  почитаются каждым уважающим себя латышом.

 

 Культура Латвии. Традиции. ЛигоК примеру, Янов День - праздник Лиго - день летнего солнцеворота.  Каждая латышская семья с нетерпением и радостью ждёт момента, когда можно будет поучаствовать в языческих обрядах, отмечая это поистине всенародный праздник. Вечером этого дня по всей Латвии обязательно разводятся тысячи костров, через которые прыгает молодёжь, подкрепившись пивом, и со старинными  песнями, танцами и гуляньем в лесу проводят время самой короткой ночи.

Свидетельством разнообразия и мирного сосуществования разных культур можно считать и тот факт, что в Латвии прекрасно уживаются храмы различных мировых конфессий.

Если вас интересуют старинные латышские народные  традиции (которые не оставят равнодушным никого, стоит только к ним прикоснуться), если вас манят древность замков и дух старых поместий, если вас интересует народное искусство, музеи под открытым небом, художественные галереи, театры, то всё это вы найдёте в Латвии, если только захотите. Кроме того дух традиций, как нигде, можно почувствовать погостив на Празднике песни и танца, Дне рыбака и фольклорных фестивалях.

Культура Латвии до сих пор бережно несёт в себе эти народные традиции и обычаи.

Культура Латвии. Эпос
Лачплесис - герой латышского эпоса
Если говорить о более современном срезе национальной культуры, то нужно отметить, что до 19-го века в силу геополитических причин городская культура Латвии являлась плодом занятий немецко-говорящей  общественно-политической элиты латышского общества. Пожалуй, хранить самобытность удавалось лишь латышскому крестьянству, передававшему из поколения в поколение  устные предания на родном языке, которые складывались  из народных песен и былин.
 
Уникальную жемчужиной латышской культуры представляют дошедшие до наших народные песни - дайны, не имеющее более аналогов. Дайны – это четверостишия, которые трудно точно перевести на другие языки, но полные остроумием и лирикой, философией и грустью.  По форме они схожи с афоризмами, вместившими в себя вековую мудрость народа. С дайнами реазрывно связано имя Кришьяниса Баронса, который в конце 19 века систематизировал их, вложив огромный труд в собирание и сохранение дайн.
 
 Заметными вехами латышской национальной культуры можно считать сделанный в 1694году в Алуксне  Эрнстом Глюком  перевод текста Библии на латышский язык, и выход в 1822 «Латвиешу авизес» - первого периодического издания, "Латвийской газеты", вышедшей на латышском языке.

Изменения между городской и сельской культурами начались лишь в середине 19 века, когда латыши, получившие полноценное академическое образование, в частности, Атис Кронвалдс (1837–1875), обратили внимание общества на необходимость равноправия языков и создание полновесной национальной культуры с настоящей латышской литературой. Их голос был услышан, и к началу 20 века такая литература начала появляться. В ней безусловно ощущалось ещё влияние других европейских культур, но это была уже своя, во многом латышская, литература. Получили признание  национальные поэты, среди которых Янис Райнис (1865–1929), и конечно, Аспазия (Эльза Розенберга, 1868–1943).